С 15.10.2025 по 30.11.2025 будет осуществляться набор по профессии «Техник-механик» в заочной форме получения образования тел. для справок 48730

Рекомендации педагогам

В помощь педагогам по антинаркотической тематике

1 марта - Международный день борьбы с наркоманией. Генеральная Ассамблея ООН в 1987 г. провозгласила 1 марта Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, определив тем самым всю важность проблемы и проявив свою решимость расширять международное сотрудничество для достижения цели – мирового сообщества, свободного от наркомании.

 

Для своей безопасности перейдите по ссылке и ознакомьтесь с предложенным материалом!

Реализация личностного подхода педагогом к учащимся

Реализация личностного подхода педагогом к учащимся

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-
личностный подход к ребёнку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и
психологов мира. В реализации педагогом личностного подхода можно определить
следующие особенности его применения к «трудным» детям:

К благополучным детям

К трудным детям

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё.

 

  •  Любить и уважать «трудных» подростков сложнее, чем благополучных детей, но любовь и забота нужна им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
  •  Говорить с «трудными» как со взрослыми, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
  •  Забывать плохое, прощать, помнить всегда хорошее; взять за основу работы с трудновоспитуемыми оптимистическую гипотезу, верить в исправление «трудного»: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно судить.

2. Создавать такую обстановку учения, общения, труда, в которой учащийся чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

  •  Предоставлять «трудному» подростку возможность проявить себя с положительной стороны, компенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
  •  Организовать переубеждение на его собственном опыте.

3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребёнка. Понимать причины подросткового незнания и отклоняющегося от общественных норм поведения, устранять их, не вынося ущерба личному достоинству ребёнка.

  •  Предъявляя требования к «трудному», не угрожать, не вспоминать прошлые грехи, не брать обещания, которые он не может выполнить;
  •  Быть искренним, не лицемерить с подростком, не морализировать, не унижать его.

4. Организовать атмосферу «успеха», помогать учащимся заниматься «победно», обретать уверенность в собственных силах.

  •  Вызывать, искать всё положительное в «трудном», опираться, делать ставку на его проявление;
  •  Не скупиться на поощрение и похвалу всех положительных сторон характера и социально-ценных поступков учащегося.

5. Учить учащегося видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к обществу в целом.

  •  Всячески            поддерживать          усилия «трудного» подростка по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
  •  Вовлекать и включать подростка в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6. Завоёвывать уважение и доверие учащихся, для чего относиться к себе самому как к личности, а общественному воспитателю быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

  •  Влиять на «трудного» подростка прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к учащимся;
  •  Беречь доверенные подростком тайны, не предавать их доверие;
  •  Требовать от себя больше, чем от
  • окружающих и учить этому воспитанника.

 

 

Подготовила                                                                                   Педагог социальный

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками Рекомендации педагогам

    • Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
    • Появляется отчужденность, эмоционально “холодное” отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
    • Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
    • Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
    • Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
    • Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики или другие психоактивные вещества.
    • Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
    • Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.
    • Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодически тошнота, рвота.
    • Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
    • “Беспричинное” сужение или расширение зрачков.

    Внимание!

    Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, психиатром – наркологом или психиатром. Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.

    Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков.

    Основные правила:

    1. Первая задача – предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно, при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае руководство учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
    2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивой.
    3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
    4. Необходимой представляется информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах ее организации. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.
    5. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
    6. Необходима просветительно - пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно – популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.

    Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:

    1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
    2. При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов “наркоманической” группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра- нарколога, работника правоохранительных органов.
    3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета.
    4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

    Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    В таком случае:

    1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
    2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.
    3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
    4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние алкогольного или наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.
    5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
    6. При совершении подростком хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

    “Передозировка” психоактивных веществ.

    Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать “скорую медицинскую помощь”. Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.

    Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:

    1. Вызвать “Скорую помощь”.
    2. Повернуть на бок.
    3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
    4. Следить за характером дыхания до прибытия врачей.
    5. При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту - искусственное дыхание “изо рта в рот”.

    ДАВАЙТЕ ОБЪЕДИНИМСЯИ ВМЕСТЕ И ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ.

    Кроме нас с вами этого сейчас не сделает никто.

     

Памятка участнику воспитательного про-цесса по тревожному поведению детей и подростков

Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный.

Выделяется 3 типа суицидального поведения (Личко А.Е.):

1) демонстративное без намерения покончить с собой

2) аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта

3) истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Причины:

1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);

2. Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);

3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);

4. Конфликт, связанный с работой или учебой;

5. Материально-бытовые трудности.

Выделяют следующие причины подростковых самоуйбийств:

ýконфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%

ýпереживание обиды - 32%

ýчувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания - 38%

ýсостояние здоровья - 15%.

Детским попыткам самоуйбийств могут предшествовать:

- вина и стыд за проступки

- насилие над детьми, развод родителей

- алкоголизм или амбивалентное отношение матери

- потеря близких, а также гиперопека или заброшенность

Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

1. Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

2. Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: "Посмотрите, как мене больно!"

3. Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.

4. Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.

5. Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.

Психологические особенности самоуйбийц (Слуцкий А.С., Занадворов М.С.)

ðЭгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания.

ðАутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия.

ðПессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия.

ðПаранойяльность. Одна ценность приобретает сверхценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается.

ðСистема мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.

Признаки появления суицидальных намерений у детей.

o  Сужение интересов, внутренняя концентрация,

o  Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность,

o  Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.

Как относиться:

Если вы родитель, воспитатель, педагог или любой другой специалист, который сталкивается с какими либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:

1) "У самоубийцы нарушена психика". Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

2) "Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди". Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

3) "Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят". Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

4) "Существует наследственная предрасположенность к суициду". Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

5) "Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих". Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.

Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть:

üстрах, тревога, сочувствие

üнетерпение, раздражение, отвержение

Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.

Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).

Что делать:

Если вы не видите серьезных оснований для кризиса и он продолжается - необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь - это не только "шантаж"), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.

Рекомендации к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде

• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;

• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;

• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

• постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;

·  одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, может привести к конструктивным способам ее решения; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

 

 

 

Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный.

Выделяется 3 типа суицидального поведения (Личко А.Е.):

1) демонстративное без намерения покончить с собой

2) аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта

3) истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Причины:

1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);

2. Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);

3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);

4. Конфликт, связанный с работой или учебой;

5. Материально-бытовые трудности.

Выделяют следующие причины подростковых самоуйбийств:

ýконфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%

ýпереживание обиды - 32%

ýчувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания - 38%

ýсостояние здоровья - 15%.

Детским попыткам самоуйбийств могут предшествовать:

- вина и стыд за проступки

- насилие над детьми, развод родителей

- алкоголизм или амбивалентное отношение матери

- потеря близких, а также гиперопека или заброшенность

Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

1. Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

2. Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: "Посмотрите, как мене больно!"

3. Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.

4. Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.

5. Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.

Психологические особенности самоуйбийц (Слуцкий А.С., Занадворов М.С.)

ðЭгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания.

ðАутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия.

ðПессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия.

ðПаранойяльность. Одна ценность приобретает сверхценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается.

ðСистема мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.

Признаки появления суицидальных намерений у детей.

o  Сужение интересов, внутренняя концентрация,

o  Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность,

o  Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.

Как относиться:

Если вы родитель, воспитатель, педагог или любой другой специалист, который сталкивается с какими либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:

1) "У самоубийцы нарушена психика". Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

2) "Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди". Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

3) "Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят". Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

4) "Существует наследственная предрасположенность к суициду". Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

5) "Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих". Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.

Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть:

üстрах, тревога, сочувствие

üнетерпение, раздражение, отвержение

Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.

Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).

Что делать:

Если вы не видите серьезных оснований для кризиса и он продолжается - необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь - это не только "шантаж"), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.

Рекомендации к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде

• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;

• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;

• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

• постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;

·  одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, может привести к конструктивным способам ее решения; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

ba

Материал подготовила педагог социальный

УО «Ошмянский ГАЭК»

Хоронжая С.Н.

ba

УО «Ошмянский ГАЭК»

 

 

Памятка

участнику

воспитательного процесса по

тревожному

поведению детей и подростков